Толщиномеры лакокрасочного покрытия пользуются спросом у автомобилистов — приборы покупают для проверки состояния кузова машины, которую собираются приобрести. Проблемы с равномерностью ЛКП могут быть не только у подержанного, но и у нового транспорта. Это означает, что авто уже получало повреждения. В случае с новыми моделями такое может произойти при транспортировке или разгрузке.
Толщиномеры используются не только для проверки кузовного покрытия. Эти приборы также применяются в различных сферах промышленности для определения скрытых очагов коррозии, проверки параметров композитного слоя и в других целях. Поговорим о разновидностях, конструкции и принципе работы толщиномеров, а также расскажем об особенностях выбора этих устройств.
Виды и принцип действия оборудования
Существуют разные типы толщиномеров, которые отличаются по принципу работы, характеристикам и стоимости. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Стрелочные
Это самые простые приборы для проверки толщины ЛКП автомобиля. В основе их работы лежит измерение притяжения магнита. Устройство позволяет без труда отличить нормально окрашенную поверхность от зашпаклеванной. Во втором случае слой немагнитного материала значительно ухудшает контакт, что и отображается на шкале.
К достоинствам таких толщиномеров относятся:
- простота и надежность;
- независимость от источников питания;
- относительно низкая стоимость.
Минусы устройства — большая погрешность при измерениях и невысокая чувствительность.
Электромагнитные
В составе приборов такого типа имеется ферромагнитный сердечник с двумя обмотками: одна из них формирует магнитное поле, а вторая способствует возникновению МДС (магнитодвижущей силы). Величина последней зависит от напряженности поля, а также толщины немагнитного покрытия. В качестве сенсора, фиксирующего изменение поля, может использоваться датчик Холла или катушка индуктивности.
Такие приборы чувствительны и отличаются точностью измерений. Однако в сравнении со стрелочными устройствами их стоимость существенно выше.
Вихретоковые
Приборы этого типа используются для измерения толщины лакокрасочного покрытия на немагнитных основах. Поскольку к последним относятся алюминий, медь и другие металлы, из которых изготавливаются многие кузовные детали, вопрос очень актуален. При низкой магнитной проницаемости они отличаются высокой проводимостью, что и используется вихретоковыми толщиномерами.
Ферритовый сердечник устройства и катушка возбуждения создают переменное магнитное поле с высокой частотой. Для этого наводятся вихревые токи в поверхностном слое металла. Они образуют еще одно, и по результирующей между первым и вторым магнитными полями определяется толщина ЛКП на немагнитном материале.
Емкостные
Толщиномеры такого типа также используются при работе с токопроводящими, но немагнитными материалами. Прибор и кузов автомобиля при контакте образуют подобие конденсатора, выполняя функцию обкладок. Между ними находится диэлектрический слой покрытия, толщина которого влияет на емкость. С учетом этого показателя и производятся замеры.
Емкостный метод не является распространенным из-за большой поверхности контакта, из-за чего возникают затруднения при работе с криволинейными поверхностями, а также из-за высокой чувствительности к влаге.
Ультразвуковые
Такой метод контроля используется для замера ЛКП на пластиковых поверхностях, которые являются немагнитными и не проводят ток. Он основан на распространении колебаний растяжения и сжатия внутри твердых сред. Воздух очень хорошо отражает упругие колебания ультразвука, и толщина слоя вычисляется по времени прохождения волны через ЛКП (принцип эхолокации).
Минусом ультразвукового способа является невозможность работать с тонкими покрытиями. Толщина ЛКП должна быть минимум в несколько раз больше, чем длина волны. А значит — не менее 0,5 мм (500 мкм). Для тонких покрытий подходит только профессиональный метод измерения толщины посредством интерференции упругих колебаний, но для любителей он недоступен.
Как выбрать толщиномер для автомобиля
При выборе устройства для измерения толщины нужно исходить из стоящих перед вами задач. Для проверки ЛКП на недорогой модели с большим пробегом будет достаточно недорогого магнитного прибора, который поможет найти обширные дефекты. Если нужно не только определить, имел ли место ремонт, но и оценить качество работы, лучше использовать вихретоковый или электромагнитный толщиномер.
Выбирая прибор, важно также учитывать планируемую частоту его применения. Если толщиномер нужен вам для личных нужд и будет использоваться периодически для проверки ЛКП на относительно недорогих машинах, покупать дорогие универсальные устройства с расширенным функционалом нет смысла.
Если же устройство приобретается для профессионального использования, экономить не стоит. В этом случае большую роль будет играть чувствительность толщиномера и точность измерений, а также универсальность, позволяющая работать с магнитными и немагнитными материалами. Важными факторами для профессиональных приборов также являются широкий температурный диапазон, возможность длительного использования без зарядки (смены элемента питания) и другие дополнительные опции.
Популярные марки
Современные толщиномеры выпускаются разными производителями в Европе и Азии. Популярностью пользуются устройства следующих марок:
- (Китай). Приборы этого бренда отличаются простотой, неприхотливостью и надежностью. В России они пользуются высокой популярностью;
- оценщиками дилерских центров;
Порядок применения любой модели описан в инструкции по эксплуатации, входящей в комплект устройства.