1. В период с 11 по 12 апреля 2017 г. ПАО «ВАСО» совместно с ООО «ТЕХКОН» провели демонстрационные испытания следующего оборудования для УЗК монолитных конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ) с целью выявления в них дефектов - несплошностей:
- 64-канальный дефектоскоп OmniScan SX с функциями электронно-механического сканирования, полного документирования и объемной визуализации результатов контроля;
- сканер RollerFORM c 64-элементным преобразователем типа «фазированная антенная решетка (ФАР) и катящимся эластичным протектором для проведения контроля по поверхности с радиусом кривизны 50 мм и более;
- ФАР различных моделей.
2. Испытания проведены на следующих образцах, деталях и сборочных единицах (ДСЕ) из ПКМ:
- закрылок, зоны «носка» и соединения обшивки со стрингерами;
- руль, зона «ножа»;
- РСО с искусственными дефектами типа расслоений и непроклеев;
- образцы ПКМ толщиной от 1 до 20 мм с искусственными и естественными дефектами.
3. При испытаниях получены следующие результаты.
3.1. Закрылок, зона «носка» с малыми радиусами кривизны может контролироваться с помощью малоразмерной 16-элементной ФАР. Результаты в виде В-скана (сечение зоны контроля по толщине в плоскости, перпендикулярной ее наружной поверхности) представлены на рис. 1.
Рис. 1. В-скан закрылка, зона «носка». 1 – наружная поверхность обшивки.
|
3.2. Закрылок, зоны соединения обшивки со стрингерами могут контролироваться с помощью сканера RollerFORM с зоной контроля в виде полосы шириной до 50 мм. При этом могут быть выявлены как расслоения обшивки, так и отсутствие соединения между обшивкой и стрингером.
3.3. Руль, зона «ножа» клиновидной формы с клеевым соединением двух обшивок может контролироваться сканером RollerFORM. При этом могут быть выявлены как расслоения в обшивках, так и непроклей между обшивками. Выявление непроклея в указанных ДСЕ было подтверждено на РСО-НК 574‑11, изд. RRJ, толщиной 11÷5,3 мм, с имитацией данного дефекта. Полученные результаты в виде В- и С-скана показаны на рис. 2 и 3. С-скан в данном случае – это вид зоны контроля в плоскости, параллельной поверхности сканирования, с проекционным отображением дефектов.
Рис. 2. В-скан РСО для руля, зона «ножа», с непроклеем. 1 – поверхность обшивки. 2 – непроклей между обшивками. |
Рис. 3. С-скан РСО для руля, зона «ножа», с непроклеем. 1 – зона непроклея. |
3.4. Результаты контроля руля, зоны «ножа» по всей ее длине, полученные с помощью сканера RollerFORM непосредственно на ДСЕ, приведены в виде С‑скана на рис. 4. При контроле скорость перемещения сканера составила примерно 3 м/мин. Отсутствие на С-скане индикаций красного цвета, которая была зафиксирована на рис. 3, указывает на то, что непроклеев и других несплошностей на данном контрольном участке не обнаружено.
Рис. 4. С-скан руля, зона «ножа». |
3.5. На образцах из ПКМ с заложенными несплошностями показаны возможности оборудования по выявлению и визуализации дефектов. На рис. 5 приведен С-скан образца с несплошностью треугольной формы, максимальной шириной 40 мм и длиной 180 мм (индикация красного цвета). С-скан получен с помощью сканера RollerFORM за несколько сканирующих проходов и с объединением данных по смежным зонам контроля.
Рис. 5. Объединенный С-скан образца с несплошностью. |
3.6. На образцах из ПКМ с заложенными несплошностями показана возможность оборудования по выявлению дефектов, залегающих на различной глубине, в т. ч. и близко к поверхностям. На рис. 6 приведен В-скан образца из углепластика толщиной 5 мм с обнаруженным дефектом на глубине 0,5 мм (индикация 1), 2,5 мм (индикация 2), 4,5 мм (индикация 3).
Рис. 6. В-скан образца с дефектами на разной глубине. |
3.7. Испытания позволили оценить минимальный размер несплошностей, которые применяемое оборудование позволяет выявить в изделиях из ПКМ. В образцах из углепластика с помощью ФАР с рабочей частотой 5 МГц были обнаружены одиночные дефекты типа пор, а также их цепочки размером примерно 0,5 мм. Соответствующий В-скан приведен на рис. 7. Наличие и размеры указанных выше дефектов были подтверждены визуальным осмотром после распила образца по отмеченному дефектному участку.
Рис. 7. В-скан образца с дефектами в виде пор размером примерно 0,5 мм. 1 – наружная поверхность образца. 2 – внутренняя поверхность образца. 3 – зона с дефектами. |
3.8. Испытания показали, что применяемое оборудование позволяет проводить контроль монолитных конструкций из ПКМ большой толщины. В качестве примера на рис. 8 приведен В-скан образца из многослойного углепластика общей толщиной 20 мм. Наличие четкого донного сигнала высокой амплитуды (индикация 2) при низком уровне структурных шумов (отсутствие других внутренних индикаций) подтверждают контролепригодность данного образца.
Рис. 8. В-скан образца из многослойного углепластика толщиной 20 мм. 1 – наружная поверхность образца. 2 – внутренняя поверхность образца. |
4. Выводы по результатам испытаний.
4.1. Дефектоскоп OmniScan SX с необходимым комплектом ФАР позволяет проводить УЗК монолитных конструкций ДСЕ из ПКМ толщиной от 1 до 20 мм и выявлять в них внутренние дефекты – несплошности с минимальным размером от 0,5 мм.
4.2. Дефектоскоп OmniScan SX позволяет выполнять полное документирование и объемную визуализацию результатов контроля, с определением координат и оценкой размеров обнаруженных дефектов. Это повышает надежность выявления дефектов и снижает вероятность перебраковки контролируемых изделий.
4.3. Дефектоскоп OmniScan в комплекте со сканером позволяет автоматизировать и тем самым ускорить процесс УЗК за счет электронно‑механического сканирования. Например, сканер RollerFORM позволяет проводить контроль зоны шириной до 50 мм со скоростью до 3 м/мин и объединять результаты по смежным зонам контроля.
4.4. Для решения задач по УЗК ДСЕ из ПКМ рекомендуется следующий комплект оборудования.
4.4.1. Дефектоскоп OmniScan SX.
4.4.2. Сканер RollerFORM-5L64-5M – для контроля зон шириной более 90 мм и радиусом кривизны более 50 мм.
4.4.3. ФАР 5L64-NW1 – специализированная 64-элементная ФАР частотой 5 МГц для контроля ПКМ в зонах шириной более 71 мм.
4.4.4. ФАР 5L24-NW2 – специализированная 24-элементная ФАР частотой 5 МГц для контроля ПКМ в зонах шириной более 31 мм.
4.4.5. ФАР 3.5L64-NW1 – аналогична ФАР 5L64-NW1, но с более низкой частотой 3,5 МГц для контроля ПКМ больших толщин и высоким затуханием ультразвука.
4.4.6. ФАР 3.5L24-NW2 – аналогична ФАР 5L24-NW2, но с более низкой частотой 3,5 МГц для контроля ПКМ больших толщин и с высоким затуханием ультразвука.
4.4.7. ФАР 5L10-A0-TOP – миниатюрная ФАР с размером апертуры 6×6 мм для контроля зон с малым радиусом кривизны.
4.4.8. Призма SNW1-0L-AQ25 – для защиты, улучшения акустического контакта и уменьшения мертвой зоны при использовании ФАР модели NW1.
4.4.9. Призма SNW2-0L-AQ25 – для защиты, улучшения акустического контакта и уменьшения мертвой зоны при использовании ФАР модели NW2.
4.4.10. Съемный контактный износостойкий протектор для ФАР модели А0, NW1, NW2.
4.4.11. Миниатюрный роликовый датчик пути Mini-Wheel – для проведения сканирующего контроля с помощью ФАР с точной координатной привязкой результатов контроля.
4.4.12. Программное обеспечение OmniPC – для дополнительной обработки и анализа данных на внешнем компьютере (при необходимости).